Подготовка

Вам понадобятся:

  1. В идеале – два фала. Один для стакселя и один для генакера или спинакера. Фал генакера должен быть расположен выше точки крепления штага к мачте. Лучше всего, если фалы проходят внутри мачты, хотя на многих малых и средних яхтах прекрасно обходятся внешним фалом. Если есть сомнения, проконсультируйтесь у специалиста по рангоуту!
  2. Шкоты (примерно в две длины вашей яхты каждый). Обычно используют спинакер-шкоты. Диаметр шкота должен быть меньше чем у стаксель-шкотов, но достаточным для удобства работы руками и на лебедках яхты. Помните, что генакеры – паруса для легкого и среднего ветра, а тяжелые шкоты будут утяжелять парус. Шкоты проводят с фордека в корму на блок, а затем вперед на лебедки. Прекрасно, если есть отдельные лебедки для спинакер-шкотов, но обычно обходятся стаксельной лебедкой.
  3. Два кормовых блока следует установить с обоих бортов на планшире у транца, можно также использовать блоки на погонах стакселя в самом кормовом положении, если погоны достаточно далеко идут в корму.
  4. Крепление галса – две возможности. Либо короткий галсовый шкентель крепят на утку или стопорную планку, или используют блок (лучше всего – канифас-блок) или ролик для якорной цепи для проводки длинного галсового конца назад на лебедку и стопор у кокпита, чтобы иметь возможность тонкой настройки работающего паруса. Обычно крепят канифас-блок к чему-нибудь надежному в районе якорной площадки. Если используется шкентель, то его правильная длина должна быть определена на легком ветру и помечена постоянной маркой.

Чтобы лучше понять принцип работы генакера, вы можете записаться на наши практические курсы по работе со спинакером и генакером.

2016-04.jpg

Постановка паруса

  1. Загрузить парус в чулок (чехол в виде рукава для упрощения постановки и уборки паруса). При первом использовании чулка делать это рекомендуется на берегу. Убедитесь, что парус и чулок нигде не перекручены. Проверьте парус, проведя руками по подшивкам паруса вдоль задней и передней шкаторин. Прикрепите к парусу шкоты.
  2. На воде, если необходимо, поменяйте курс на бакштаг, закрепите кису на фордеке.
  3. Если это еще не сделано, прикрепите шкоты к парусу. Убедитесь, что генакер-шкоты проведены снаружи от всех вант, стоек и стаховочных концов!
  4. Сверните стаксель
  5. Заложите шкентель галса на носовую утку (оставив конец, достаточный для того, чтобы галсовый угол паруса поднимался примерно на высоту вертлюга гика или на предварительно подобранную позицию)
  6. Раскройте кису с парусом
  7. Прикрепите фал и поднимите (чулок и) парус.
  8. Если Вы используете чулок, потяните вниз его управляющий линь. Чулок приподнимется, позволив начать настройку паруса. Это заставит парус наполняться и сдвигать чулок дальше к топу мачты. Постарайтесь сделать это быстро и плавно.
  9. Натягивайте шкот до тех пор, пока шкотовый угол паруса не окажется примерно напротив мачты.
  10. Подъем генакера на бакштаге производится проще всего. Если вы шли другим курсом, встаньте в бакштаг и продолжайте тянуть контрольный линь, чтобы поднять чулок. Если вы идете в фордевинд, парус может закрутиться вокруг штага и превратиться в бесформенную кипу парусины. С другой стороны, если вы идете в галфвинд или полный бейдевинд, парус может наполниться прежде, чем будет добран или прежде, чем экипаж будет к этому готов. Вы можете недосчитаться одного матроса на носу.
  11. С полностью поднятым чулком и наполненным парусом, туго натяните управляющий линь чулка, и закрепите его к утке на фордеке или мачте.

Spring Cup Regatta

2016-05.jpg

Настройка паруса

Боковые курсы:

Диапазон применения:

  • Легкий ветер (от 8 до 10 узлов): Возможен вымпельный курс до 72 – 74 градусов
  • Свежий ветер (более 15 узлов): Возможен вымпельный курс до 170 – 175 градусов

Длина галса

Отрегулируйте длину галса до желаемой высоты галсового угла, если нет опыта, используйте в качестве ориентира высоту вертлюга гика (имеете в виду, что каждая яхта требует своей настройки) Чем ниже галсовый угол, тем плоской будет форма паруса На полном бейдевинде галсовый угол примерно на высоте вертлюга гика Чем выше галсовый угол, тем более полной будет форма паруса На бакштаге галсовый угол примерно на высоте носового релинга

Изгиб

Парус следует подбирать или потравливать так, чтобы на верхней трети передней шкаторины образовалась небольшая морщинка или изгиб. Если парус не заполаскивает, то он настроен как надо.

Избегайте перебора

Если вы перебрали генакер, это может вызвать “сдувание”, то есть обезветривание паруса. Если это случилось, просто потравите генакер, пока он не наполнится снова. Перебор генакера может быть причиной разбалансировки яхты, что делает управление ею очень трудным. (Единственное исключение из этого правила – в свежий ветре на полном бейдевинде, когда перебор генакера позволяет сбросить с паруса избыток ветра и обеспечить контроль над яхтой.) Не забудьте соответственно подстраивать грот и поддерживать плавную кривизну на передней шкаторине генакера. Если все паруса настроены правильно нагрузка на руле будет небольшой.

Фордевинд

Асимметричные паруса делаются для боковых курсов, поэтому идти с ними по ветру непросто. На этом курсе генакер зачастую оказывается в ветровой тени грота и опадает. Чтобы улучшить способность паруса идти по ветру поднимите повыше галсовый угол и потравите немного фал, чтобы позволить парус быть полнее. Тем самым вы одновременно позволяете парусу выйти наветер, освобождая его из ветровой тени грота.

Повороты

Поворот оверштаг:

НЕ ДЕЛАЙТЕ поворот оверштаг с генакером

Поворот фордевинд (безопасный способ):

Предположим, что парус наполнен и вы идете в полный бакштаг, просто давите парус чулком (или опускаете парус), делаете фордевинд под гротом и переносите генакер на другой борт яхты, затем открываете/поднимаете его снова на новом курсе и галсе. Убедитесь, что фал не закрутился вокруг штага. То есть, не забудьте посмотреть вверх! Если галс крепится к носу от штага, то парус обносится снаружи от штага. После того, как вы освоитесь с парусом, можете выполнить нормальный фордевинд без использования чулка. Он выполняется по-разному, в зависимости от того, как поставлен ваш парус.

Поворот фордевинд (идеальный случай):

Если галс проходит и крепится к носу от штаг-путенса – это идеальный случай. Одним быстрым движением травят натянутый (подветренный) шкот так, чтобы шкотовый угол пошел вперед к носу. Парус должен пройти между передней шкаториной и штагом, так что перемещение шкотового угла вперед позволяет команде приготовиться к выбиранию нового подветренного шкота. Это наиболее легко сделать, если вы увалитесь до фордевинда прямо перед поворотом, потому что в этот момент парус не будет особо загружен. Перебрасывайте грот и энергично и быстро выбирайте новый подветренный генакер-шкот. Генакер наполнится и начнет тянуть на новом курсе.

Поворот фордевинд (другой способ):

Если галс проведен и крепится в корму от штаг-путенса, тогда фордевинд будет несколько сложнее вследствие того, что парус должен пройти вокруг яхты полностью перед штагом. Одним быстрым движением травите шкот и позволив парусу полоскаться перед яхтой, перекидываете грот. Поворот фордевинд сделан, остается энергично и быстро подобрать новый подветренный шкот, чтобы настроить парус на новом галсе и курсе. Помните, что в этот момент лучше слегка недобрать парус, чем перебрать его и вызвать срыв потока.

Уборка паруса

С чулком:

  1. Найдите кису и подготовьте ее для приема паруса
  2. Снимите со стопора управляющий линь чулка и убедитесь, что яхта идет в бакштаг
  3. Потравите натянутый шкот до траверза мачты; если галс регулируемый, то его ослабление сделает процедуру уборки паруса более гладкой. Весьма желательно, чтобы на уборке и постановке паруса работало не менее двух человек.
  4. Стяните на парус чулок и травите фал, позволяя парусу опускаться в мешок.

Без чулка:

  1. Отдать галс или потравить шкот
  2. Для успешного обезветривания паруса вы можете как отдать галс, так и потравить шкот. Если вы отдаете галс, следует выбрать шкот генакера, подтянув шкотовый угол вплотную к яхте. Это не даст парусу далеко улететь от вас и от яхты. Кроме того, парус будет укрыт в ветровой тени грота. Для этого способа необходимо иметь на галсе приспособление, которое позволит легко отдать его под нагрузкой. Когда вы отдаете галс, давление на парусе исчезает и парус перекрывается гротом. Это – эффективная техника при уборке паруса в умеренный и свежий ветер. Если у вас нет такого устройства на галсе, вам потребуется потравить несколько футов галса, чтобы достичь того же результата.
  3. При другом способе, чем сильнее ветер, тем важнее уменьшить давление шкота на генакер до натягивания чулка. Фал и галс остаются в нормальном положении. Попробуйте потравить шкот на несколько футов, пока парус не начнет заполаскивать. Не отдавайте шкот полностью. Когда парус начнет полоскаться после стравливания шкота, рулевой должен увалиться до угла, при котором ветер идет с наветренного угла транца – угол вымпельного ветра примерно 160 градусов. Это должно закрыть генакер гротом так, чтобы на нем осталось лишь очень небольшое давление. Когда вы увалились достаточно далеко, рулевому важно следить, чтобы генакер не начал оборачиваться вокруг штага, прежде чем вы стянете чулок вниз. Если парус выдуваться через передний треугольник, рулевой должен слегка привестись, чтобы создать поток воздуха через передний треугольник, который отнесет генакер к подветренному борту яхты.
  4. К моменту опускания чулка вы должны находиться на середине фордека, а не около мачты. Двигаясь вперед, тянете вдоль средней линии между передней и задней шкаторинами паруса, так как при этом его проще всего погасить. Я предпочитаю сидеть на палубе, а не стоять. При этом если теряешь равновесие, то падать некуда!