Первым пунктом подготовки должно быть взятие рифов и уменьшение парусности.

Далее продолжайте движение по желаемому курсу, если нет явных навигационных опасностей (вы должны чувствовать себя комфортабельно).

При движении по ветру старайтесь двигаться курсом бакштаг, для исключения переброса грота на волне (или заходе ветра), заведите «завал тали».

Любой «дикий» серфинг (видимое ускорение хода) говорит о том, что надо что-то делать.

Если ветер продолжает усиливаться, и вы идёте по ветру, зарифите или уберите грот, и двигайтесь под штормовым стакселем. Чтобы исключить переброску стакселя, шкотовый угол стакселя можно взять на спинакер рею.

В определённых условиях можно набить оба шкота штормового стакселя. Это достаточно успешная активная тактика может быть рекомендована для подготовленных экипажей.

Если подготовленность экипажа недостаточна, для имеющихся штормовых условий вы можете убрать штормовой стаксель и двигаться под рангоутом и можете так же установить плавучий якорь (или его замену), например: вытравить петлёй достаточно длинный и толстый конец. Это необходимо сделать, т.к. руль становится не эффективным в условиях сильных волн (в газированной воде). Это очень хорошая тактика в условиях больших водных пространств и отсутствия навигационных препятствий.

В ограниченных пространствах более эффективен плавучий якорь (или его замена), для движения до определённой точки. Следует так же учесть, что слишком большой плавучий якорь уменьшит ход настолько, что вы потеряете управляемость, и яхту будут заливать волны.

Если поддержание управления становится проблемой – ложитесь в дрейф. Эта пассивная тактика применима в условиях ограниченного пространства, нежелательности потери наветренности или крайней усталости. Почти все яхты способны лежать в дрейфе. Это делается следующим образом: выбрать передний парус на ветер, руль положить под ветер и принайтовить, выбрать грот для небольшого движения вперёд. Следите за отклонением.

Могут быть проблемы с ультра легкими гоночными яхтами с минимальными килями. Они хорошо слушаются руля, когда положены в дрейф и могут делать до 4 узлов и более под ветер. Такие суда вероятно должны продолжать плавание для удержания их под контролем, т. к. они не замедляют ход. В экстимальных случаях единственная альтернатива парашютный плавучий якорь, но это требует специальных навыков судовождения, и возникают трудности в развертывании и возврате якоря.

Хорошая морская практика – использование двигателя. Эта тактика  предполагает, что все паруса хорошо принайтованы к рангоуту или даже убраны внутрь для уменьшения парусности. Двигатель используется для удержания носа судна против волны на минимальных оборотах, для обеспечения управляемости судна рулём. Успех этой тактики будет зависеть от мощности двигателя и даже более от винта и реверс редуктора. Низкооборотные винты с тремя лопастями и малым шагом (грузовые винты с малым числом оборотов) более подходят для этой тактики, чем винты с двумя лопастями.

 

Попытайтесь положить руль на ветер (привестись) и зафиксировать руль, затем установите число оборотов двигателя так, чтобы судно удерживалось против ветра (подберите соответствующее число оборотов). Эта пассивная тактика работает при устойчивом ветре (по направлению и силе).

Вариация тактики, использование комбинации двигателя и парусов, особенно когда идёте против ветра. Если смазка двигателя будет достаточна, (угол наклона двигателя будет правильный), этот метод будет очень хорош.

Другая причина использования двигателя, когда двигаетесь по направлению волн. В этом случае набегающий поток от винта улучшает управляемость.

Заключительное и отчаянное средство пассивный дрейф судна. Пассивный дрейф судна опасен разворотом судна лагом к волне. Это весьма неприятный момент, хотя обычно не угрожает жизни, но возможна потеря экипажа за борт.

До последней возможности боритесь за живучесть судна.

 

Заключение.

Выбирайте наиболее подходящую тактику для данных погодных условий, конструкции судна и подготовленности экипажа.